История Пражского троллейбуса

История Пражского троллейбуса

Первое упоминание о троллейбусах в Праге прозвучало в декабре 1927 года. Инициатором введения троллейбусной сети выступил Президент правления Электрической компании Праги. Движение на первой линии троллейбусов было начато 28 августа 1936 года, хотя тестовые поездки без пассажиров начались с 5 июня. Первая линия проходила от депо Стрешовице (чеш. Vozovna Střešovice). Прага – первый крупный город в Чехии, где вводился такой вид транспорта.

1 октября 1939 года открывается еще одна линия, которая пролегала от Андел (чеш. Andel) до фабрика Вальтер в Йинонице. Довольно хорошо себя зарекомендовали троллейбусы именно в холмистой местности Малвазинек. Во время II мировой войны развитие троллейбуса было приостановлено, как в принципе и многое другое.

После войны троллейбусное сообщение вновь набирало обороты. В период 1946 – 1952 годов линии этого вида транспорта постепенно расширялись. Моравийские города тоже развивали троллейбус. Постепенно троллейбус уже перевозил пассажиров в одиннадцати городах Чешской Республики. За довольно не большой срок, троллейбусное сообщение пришло к своему апогею. Это было в 1963 году. Троллейбусы уже перевезли 48 млн. пассажиров в год. В Праге к этому времени было уже 10 линий, на которых работали 123 троллейбуса марки Škoda.

В середине 60-х годов XX столетия Чешская столица пришла к выводу, что такой вид элетротранспорта как троллейбус неэффективен. СССР поставлял дешевую нефть, поэтому было принято решение отказаться от троллейбусного сообщения в пользу автобусов.

Прага. Тролейбус Skoda Tr8 модель 1959 года Прага. Тролейбус Skoda Tr8 модель 1959 года
Тролейбус Skoda Tr8 модель 1959 года
Прага. Троллейбус Tatra T400 Прага. Троллейбус Tatra T400
Троллейбус Tatra T400

Последний рейс, который выполнил Пражский троллейбус, был в ночь с 15 на 16 октября 1972 года. Он отправился с остановки Орионка (чеш. Orionka) по маршруту № 51. В 1:14 ночи этот троллейбус въехал в депо Смихов (чеш. Smíchov). С этого времени на Пражские улицы троллейбус больше не выезжал. В 70-х годах троллейбусы ликвидировали Дечин (чеш. Děčín) и Чешские Будейовице (чеш. České Budějovice). Последние спустя приблизительно 20 лет возобновили свое движение.

В 2012 году Прага отпраздновала 40-летний юбилей окончания движения троллейбусов. Но в противоположность Чешской столице пять городов Чехии отмечают 60-летие внедрения троллейбусного сообщения в стране.

На сегодняшний день в Праге не планируется возобновление троллейбусного сообщения по экономическим соображениям. Этот вид транспорта неэффективен. На данный момент очень сильно развит трамвай, который считается экологически чистым и удобным видом транспорта. А закупаемые автобусы отвечают самым высоким экологическим требованиям. Возобновление движения троллейбусов даже не рассматривается в далеком будущем.

На данный момент оставшиеся троллейбусы стоят в музее в депо Vozovna Střešovice. В 38-ю годовщину отмены троллейбусов в Чешской столице 15 октября 2010 года вновь троллейбус вернули на улицы Праги. Около остановки Orionka (Прага 10) отремонтировали и благоустроили территорию, сделали сквер, проложили провода. Также была установлена памятная табличка и указатель номера маршрута № 51. На эту остановку музей предоставил на один день троллейбус Skoda 8Tr для открытия памятной остановки троллейбуса.