Тынский храм / Týnský chrám
Тынский храм (чеш. Týnský chrám) – является самым главным храмом Старого города Праги еще с XIV века, строительство которой началось в 1339 году, а завершилось в 1511 году. Храм построен в готическом стиле. Его еще называют Храмом Девы Марии перед Тыном (чеш. Kostel Panny Marie před Týnem). Автор храма – Матьё Аррасский и Петер Парлер. Алтарь был сделан в 1649 году в стиле барокко художником Карелом Шкретой. Храм был главным гуситским костелом Праги того времени. С 1424 года Храм также являлся домом для гуситского архиепископа Яна Рокицана, который здесь же и похоронен.
С 1621 года храм перешел к иезуитам. Тогда же была убрана золотая чаша у главной статуи, олицетворяющую Реформацию; а также убрана надпись «Правда побеждает». Согласной одной легенде чашу убрали из-за аистов, которые в ней свили гнездо и носили туда лягушек. Периодически лягушки оттуда выпадали и в один прекрасный день такая лягушка выпала на одну очень важную личность, которую в последствии осмеяли.
Две башни Тынского храма, выполненные в стиле барокко (до пожара были в готическом стиле), достигают в высоту 80 метров. В 1679 году в башню ударила молния и возник пожар, который сильно повредил храм. Его отреставрировали. Своды центрального нефа, построенные в готическом стиле, были заменены на своды в стиле барокко. В этом раме похоронен астроном Тихо Браге, живший в 1546 – 1601 гг. Он работал при дворе императора Рудольфа II совместно с Иоганном Кеплером.
На северной стороне Храма Девы Марии на тимпане изображены сцены из жизни Иисуса Христа. Один из 19 алтарей в стиле барокко сделал живописец Карел Шкрета. Орган храма считается самым древним в Праге. Его сделал немецкий мастер Мундт в 1673 году. В алтаре правого бокового нефа находится готическая статуя Мадонны с младенцем 1420 года. Ее еще называют «Тынская Мадонна на троне». Картина алтаря выполнена в виде восхода к небесам Девы Марии. Но Дева здесь появилась только в 1626 году, вместо скульптуры «гуситского короля», над которой был позолоченный калих – символ причещения «под обоими».
Также в Храме в одном из алтарей бокового нефа находится фреска в готическом стиле, на которой изображен святой Иероним со львом. Ученые обнаружили ее только в 2000 году. Еще здесь есть каменный алтарь балдахин Матея Рейсека, каменная кафедра, сделанная в готическом стиле в XV веке, старинная оловянная купель 1414 года, две готические лавочки с консолями в форме коронованных глав, большие картины Ф.Чермака, которых насчитывается 14 штук. Интерьер Храма представляет собой базилику с большими средним и маленькими боковыми нефами. Большим реконструкциям Храм был подвержен в 1876 – 1895 гг. и 1973 – 1995 гг. В 1992 году был установлен 960 килограммовый новый бронзовый колокол.
Кстати, сами шпили на башне Храма не симметричны. Это указывает на готический стиль постройки. Такая архитектура символизирует мужчину и женщину. Одна из башен более основательна чем другая. Она символизирует мужчину, как более сильную сторону семьи.