Старое еврейское кладбище / Strarý židovský hřbitov
Старое еврейское кладбище (чеш. Strarý židovský hřbitov) – самое старое еврейское кладбище в Европе, сохранившееся до наших времен. Евреи должны были каким-то образом находить места для захоронения своих умерших, т.к. им запрещалось в Праге хоронить за пределами гетто. В данном случае это кладбище еврейского квартала Йозефов.
Старое еврейское кладбище было основано при короле Пршемысле Отакаре II в первой половине XV века. В это время на месте теперешней Владиславовой улицы еще существовал в Новом Городе Пражском так называемый Еврейский сад. Основание было письменно засвидетельствовано. Конечно, было еще более старое еврейское кладбище, и находилось оно в еврейском поселке на территории Мала Страна. Владислав Ягеллонский распорядился освободить это место для новых построек на территории тогдашнего Нового Города. С 1478 года оно было упразднено. Все найденные фрагменты с того кладбища перенесли на Старое еврейское кладбище. Их замуровали в подпорную стену за Клаусовой синагогой.
Захоронения на кладбище проводились на протяжении более 300 лет с 1478 года. Последний, кто был здесь похоронен, это Моисей Бек 29 мая 1787 году. Поскольку место было очень ограниченным, евреи были вынуждены хоронить в несколько слоев. А дабы не нарушать покой умерших, на кладбище завозили новый грунт. Таким образом, надгробия были приподняты. Всего кладбище насчитывает 12 слоев. Здесь находится 12 тысяч надгробий, но захоронений гораздо больше. По некоторым подсчетам количество могил больше 100 тысяч. Также, после ликвидации части кладбища, сюда были принесены другие надгробия.
Самый первый надгробный памятник находится у надгробия Авигдора Кары и датируется 1439 годом. А самое первое упоминание о существовании такого кладбища датируется 1440 годом. Самые известные личности, похороненные на этом кладбище: Махараль из Праги, умер в 1609 г.; астроном, историк и математик Давид Ганс, умер в 1613 г.; Иосиф Дельмедиго, умер в 1655 г. Есть еще и другие наиболее посещаемые, например: надгробие Мордехая Майзела – старосты Еврейского Города, умершего в 1601 г.; могила земского раввина и библиофила Давида Оппенгейма, умер в 1736 г.; также к много посещаемым относится и тумба раввина Лёва и его жены Перл, 1609 год.
На холме Нефеле есть отдельное место, где хоронили маленьких детей, не проживших одного года. Расположено оно перед фасадом Клаусовой синагоги с восточной его стороны. В 1903 году сюда еще захоронили кости из ликвидированных частей кладбища. В честь этого мероприятия был установлен специальный памятник.
Самые старые надгробные памятники – это обычные плиты из песчаника. Основным отличием надгробий позднеготического стиля и ренессанса является углубленный рельеф шрифта. При этом, для готического преобладает трилистник, а эпоху ренессанса выдает четкое обрамление надгробия.
В XVI-XVII веках на место песчаных плит пришли надгробия из мрамора из деревни Сливенец. В эпоху ренессанса большой популярностью пользуется декоративность. В это время стали появляться надгробия Мордехая Майзела и раввина Йегуды Лёва бен Безаллела. В XVII – XVIII веках встречаются наиболее декоративные надгробия. Стало больше появляться лепнины. Орнамент представляет стилизацию флоры и фауны или простых предметов. В некоторых случаях у надгробий есть целые истории умерших. Эпоха рококо принесла с собой плоский рельеф и различные фигурные орнаменты на тумбах могил.
В литературе упоминается, что Старое еврейское кладбище является место тайных встреч «сионских мудрецов». Якобы были составлены знаменитые протоколы, на самом деле – фальшивка. Об этом подробно рассказал Умберто Эко в своем романе «Пражское кладбище», 2010 г.
Кладбище легко можно найти на карте города. Находится оно в районе улиц «У старого кладбища» (St. hřbitova), Бржегова (Brehova), «17-ого ноября» (17. listopadu), Широкая (Široka) и Майзелова (Maiselova). Рядом с кладбищем расположены: Обрядный зал, Клаусова и Пинкасова синагоги. С запада от кладбища расположен Музей прикладного искусства. Часть этого музея находится в секторе кладбища, когда-то разрушенного при ассенизации.
Во время второй мировой войны Гитлер, стремился уничтожить весь еврейский народ. Более того, он даже уничтожал их синагоги и места захоронений. Но еврейское кладбище в Праге он решил оставить, поскольку планировал, что после уничтожения всех евреев в Европе сделает на этом кладбище музей.