Градчанская площадь / Hradčanské náméstí
Градчанская площадь (чеш. Hradčanské náméstí) – исторический центр в Праге района Градчаны. Площадь имеет трапециевидную форму. Планировка сохранилась еще со средневековых времен. В XVI веке здесь был центр старого города Градчаны. Вокруг площадь была застроена домами горожан. На ее восточной стороне находились мясные лавки, а рядом с ними был позорный столб.
Сейчас Градчанская площадь является пешеходной зоной перед Пражским Градом. Город вокруг площади образовался благодаря застройкам вокруг территории рынка и площади. В 1756 году при правлении королевы Марии Терезии – дочери Карла VI – Градчаны получил статус Королевского города, а в 1784 году был присоединен к территории Праги и был ее составной частью. По южной стороне площади проходила Королевская дорога к Граду. В северной части расположились небольшие барочные дворцы. В центральной части – небольшой зеленый парк, в котором установлена барочная Марианская колонна, архитектора Фердинанда Максимилиана Брокоффа.
У ворот Града стоит караул. Ворота были установлены в начале XX века во время реконструкции Пражского Града. Смена караула проводится каждый час, а в полдень церемония проходит торжественно, под музыкальное сопровождение.
После пожара в 1541 году площадь немного была изменена, объединила в себе соседние участки, немного перестроилась и выглядела уже в аристократическом виде. На площади стали отстраивать дворцы.
Самый известный дворец в стиле ренессанса – это Шварценбергский (Лобковицкий) дворец (чеш. Schwarzenberský palác) дворец, построенный в 1555 – 1563 гг. строителем которого был Агостино Влах. Дворец очень красиво вписывается в композицию с территорией Пражского града. На сегодняшний день он сохранил свой первоначальный облик. Первым хозяином считается бургграф Пражского Града Ян из Лобковиц. К концу XVI века дворец был конфискован в пользу государства, за то, что весь род Лобковицких впал в немилость у императора Рудольфа II.
Шварценбергский дворец (Schwarzenberský palác) |
С 1600 года дворец продавался от одного покупателя к другому. Род Шварценбергов приобрел дворец в 1719 году. Они переделали его по проектам А. Е. Мартинелли и М. Каневалле в стиле барокко. Позже его владельцы уехали в Вену и дворец опустел. В начале XX века дворец служил конюшней. В 1908 году Национальный технический музей арендовал дворец для проведения выставок. С 1945 года здесь находился Военно-исторический музей. С 2000 года Шварценбергский дворец находится в ведении Национальной галереи.
Дворец украшен сграффито в стиле итальянского ренессанса. На фасаде карниз украшен люнетами, а фронтон – пилястрами. На одной из труб имеются солнечные часы. Но увидеть их можно только от дома «У двух солнц» на улице Нерудовой. С двух сторон от часов расположены петух и сова, символизирующие день и ночь. А надпись под часами «Ноrа ruit» с латинского языка переводится «Время бежит».
Рядом с Шварценбергским дворцом расположен Салмовский дворец (чеш. Salmovský palác). До 1811 года он принадлежал Вилему Валентину из Салма. После покупки этого дворца Йозефом Шварценбергом, последний присоединил его к своему дворцу. После окончания II мировой войны в Салмовском дворце расположилось Швейцарское посольство.
Салмовский дворец (Salmovský palác) |
В 1691 году был построен Тосканский дворец (чеш. Toskánský palác) в раннебарочном стиле. С 1718 года дворец принадлежал тосканским герцогам. Поэтому над порталами с колоннами установлены гербы этих герцогов. Строительством вначале занимался граф Михаил Освальд Тун. Но он умер раньше, чем был достроен дворец. Дворец выкупила, и позже закончила строительство герцогиня Мария Тосканская. Сегодня здесь расположено Министерство иностранных дел Чехии.
В XIV веке построен костел святого Бенедикта и как не многие сооружения, он сохранился после пожара в 1541 году. Изначально он был построен в готическом стиле. Позже был неоднократно реконструирован, и с XVII века имел уже барочный стиль. С 1792 года это был монастырь кармелиток. С приходом коммунистов здесь сделали дорогую гостиницу для государственных гостей. Установили дорогую мебель, повесили шикарные люстры и постелили ковры.
В 1992 году монастырь вновь вернули кармелитам, которые распродали весь дорогой интерьер. Главной достопримечательностью монастыря является мумия его основательницы, умершая в 1663 году – Мария-Электра. Причем через три года после похорон ее гроб вымыла Влтава, вышедшая из берегов. Монашки открыли гроб и были очень удивлены, что тело очень хорошо сохранилось. Они помыли тело смесью винного отвара листьев розы с розмарином и лавандою. После этого тело Марии-Электры стало коричневым. Чтобы вернуть лицу более настоящий цвет кармелитки использовали уксус. Но в результате этого эксперимента лицо почернело. Так эта мумия до сих пор выглядит почерневшей, но сохранившейся до наших времен.
Тосканский дворец (Toskánský palác) |
Мартиницкий дворец (чеш. Martinický palác) был построен в XVI веке. В начале XVII века его владельцем был Ярослава Боржиты из Мартиниц. В честь него дворец был назван его именем. В 1620 году сын Боржиты распорядился реконструировать дворец и немного расширить. Таким образом он получил облик позднеренессансного стиля. В результате реконструкции дворца в 1971 году под штукатуркой обнаружили росписи стен. В настоящее время здесь расположено Главное управление территориального развития Праги. Зал часто используется под различные выставки.
На Лоретанской площади находится Чернинский дворец (чеш. Černínský palác). Он был построен в 1668—1697 годах итальянцами по заказу Гумпрехта Яна Чернина из Худениц – императорского посла в Венеции и его сына Гержмана Чернина. Архитектор Франческо Каратти спроектировал его в стиле палладианского Возрождения. Фасад был на столько длинным (150 метров), что разгневало Императора Леопольда I, который отправил хозяина Яна Чернина в ссылку. На декоративную отделку была потрачена большая часть сбережения семьи.
Еще на этой площади находится Лоретанский Монастырь, возведенный в 1626 году, а в XVIII немного реконструирован. Тогда добавили: фасад, статуи святых, мраморные гербы и часы. От названия монастыря произошло название площади. Монастырь содержит картины о жизни Девы Марии, алтарь. Режим работы монастыря ежедневно, кроме понедельника с 9.00 до 16.30, с перерывом на обед с 12.15 до 13.00.
В 1140 году Владиславом II был основан Страговской Монастырь (чеш. Strahovský klášter). В этом месте находилась стража, которая охраняла доступ к Пражскому граду. Поэтому монастырь был назван Страговским, от слова «стража». Первоначально был деревянным, а позже перестроен в каменном романском стиле. В 1258 году произошел пожар, который потребовал значительную реконструкцию здания. После этого монастырь приобрел готический стиль. В XVII веке был перестроен в стиле барокко. В таком виде он сохранился до сегодняшних дней. Библиотека, находящаяся в монастыре более 800 лет спасла его от закрытия, когда император Иосиф II в XVIII веке приказал закрыть все бесполезные для общества монастыри. В библиотеке есть несколько залов, а также картинная галерея мастеров XIV – XVIII вв. Галерею в 1830 году основал аббат Иероним Зейдлер. Для посещения галерея работает каждый день 9.00 – 17.00, с перерывом 12.00-12.30.
Также на Градчанской площади расположен Архиепископский дворец (чеш. Arcibiskupský palác) – место резиденции пражского архиепископата. Дворец построен в 1538 году. В XVIII был перестроен в стиле рококо. Фасад, со стороны Градчанской площади, как бы трех ярусный, украшен полуколоннами и пилястрами. Ризалит украшен тимпаном. Главный портал – мраморный, в стиле барокко, а боковые – позднего барокко. Интерьеры – тоже позднее барокко. Украшения главного фасада и гербархиепископа Пршиховского, созданный Платцером, заменены копиями. Обеденный зал Архиепископского дворца содержит старинные портреты архиепископов Праги, а в тронном зале находятся старинные гобелены.
Грзанский дворец (чеш. Hrzánský palác) находился во владении архитектора Петра Парлержа и построен был в готическом стиле. Название свое получил от имени одних из первых владельцев – рода Грзанов. В XVI веке дворец реконструировали в ренессансном стиле, а в XVIII веке он частично уже имел вид позднего барокко.
Штернбергский дворец (чеш. Šternberský Palác) построен в стиле барокко в ХVII – ХVIII веках. Архитекторы – отец и сын Динценгоферы, Д. Мартинелли, Д. Аллипранди. К Штернбергскому дворцу ведет улочка от Архиепископского дворца. Дворец сейчас находится в ведении Национальной галереи, где представлены работы европейских мастеров искусства. Дворец имеет форму квадрата, в центре которого находится сад Фасады. А в саду установлена фигура Льва, борющегося со змеями.
Граф Йозеф Штернберг в 1796 году создал Общество друзей искусства, тем самым, положив начало коллекционированию картин европейских произведений. Его коллекция быстро пополнялась. К концу XIX столетия коллекция содержала шедевры великих мастеров Эль Греко, Питер Брейгель, Рембрандт, Гойя и Веронезе, а также других чешских мастеров с мировым именем.
С 1935 года коллекция Штернберга перешла во владение государства путем их выкупа. В 1945 году картины были в собственности Пражской Национальной галереи. С 1948 года галерея пополнилась многочисленными работами благодаря приходу к власти в Чехии коммунистов, которые конфисковывали произведения у частных лиц. Но в 1990 году в результате реституции конфискованные работы были возвращены их законным владельцам. Режим работы галереи: ежедневно кроме понедельника с 10.00 до 18.00.
Памятник первому президенту Чехии Томашу Масарику | Моровой столб (Мариинская колонна) | Вид с Градчанской площади |
Среди монументов, установленных на Градчанской площади есть памятник первому президенту Чехии Томашу Масарику (чеш. Tomáš Garrigue Masaryk) (1918 – 1935). В центральном сквере расположен один из многочисленных копий – Моровой столб (Мариинская колонна). Монумент на этом месте был воздвигнут в память жертвам эпидемии чумы, а также в честь просьбы жителей к богу о том, чтобы у их короля Карла VI родился наследник мужского пола. Автор скульптуры девы Марии и восьми покровителей – Фердинанд Максимилиан Брокофф – известный чешский скульптур. Столб установлен в 1725 году. Но, к сожалению, мальчик у него так и не родился, и престол был передан его дочери – Марии Терезии.